Эль-Харга

январь 2021 г.

В Египте большая часть населения живет возле Нила. Мы же решили для остроты ощущений заехать в Западную пустыню, где, согласно карте, находится несколько оазисов, самый крупный из которых — Эль-Харга. Утром мы выехали на арендованной машине из Луксора и направились вглубь пустыни.

Встречные машины тут почти встречаются. Очень редкие населенные пункты находятся возле небольших оазисов.

мечеть, Египет

Все египетские дороги густо усеяны блокпостами, на которых полицейские окидывают взглядом салон, спрашивают имя, гражданство, направление и египетский номер телефона. Непонятно, какой смысл в этих блокпостах и на каком основании тебя могут не пропустить, особенно если ты местный. Сложности начались примерно в 80 км от Эль-Харги, когда позади было около 300 км дороги по мертвой пустыне. Это был какой-то большой блокпост. У нас собрали паспорта, много расспрашивали, куда-то долго звонили и никак не могли взять в толк, что с нами делать. Наконец, все шлагбаумы были подняты, бочки отодвинуты, и мы поехали дальше. Победа казалось близкой, но тут то ли полиция, то ли чекисты начали без конца нам названивать и на ужасном англо-арабском расспрашивать, зачем мы едем в Харгу, говорить, что достопримечательность, которую мы назвали в качестве предлога, закрыта и что нас кто-то где-то встретит.

В какой-то момент нас обогнал полицейский джип, немного помаячил впереди и показал остановиться. Вышел полицейский и сказал, что у нас будет сопровождение, чтобы с нами ничего не случилось. Тут же подъехало еще две машины, одна из которых оказалась фургоном с автоматчиками! Такой колонной мы и двинулись в сторону Эль-Харги.

Полиция.

полиция, Египет

Большую часть времени мы ехали за автоматчиками.

Въезжаем в Эль-Харгу.

мечеть, Эль-Харга, Египет

окраина, Эль-Харга, Египет

Наконец мы въехали в город. И тут какому-то местному мотоциклисту взбрело в голову вклиниться перед нами в колонну. Раздался глухой стук, и он оказался у нас под колесами, после чего вскочил на ноги и начал что-то доказывать, набежали местные. Моментально из фургона повыскакивали автоматчики и всех разогнали. Мы отделались вмятиной на бампере, которая в итоге обошлась в 100 долларов. Наверное, очень обидно было мотоциклисту — его не только сбили, но еще и натыкали автоматом. Затем мы заехали на заправку, поскольку предупредили полицию, что нам нужен бензин. Автоматчики окружили заправку по периметру, образовалась очередь. Было очень не по себе от такого внимания. Такое ощущение, будто оказался в Сомали. Наконец к нам в машину сел человек с большим пистолетом и плохим английским, представился Махмудом из туристической полиции и сказал, что проведет нас по местным достопримечательностям.

Эль-Харга, Египет

Внешне город Эль-Харга не выглядит как-то угрожающе, обычный арабский городок. Вдоль Нила есть трущобы куда страшнее. Но наш надзиратель сказал, что тут очень опасно, хотя в Википедии упоминаются только волнения 2011 года.

мечеть, Эль-Харга, Египет

египетский мотоциклист, Эль-Харга, Египет

Эль-Харга, Египет

Сначала мы заехали в храм Хибис, построенный в IV веке до н. э. и обнаруженный под песками лишь в 1910 году. После Луксора не особо впечатляет.

храм Хибис, Эль-Харга, Египет

барельеф, храм Хибис, Эль-Харга, Египет

Затем под конвоем мы поехали на некрополь ранних христиан Багават, напоминающий древний город какой-то неземной цивилизации.

В Эль-Харге представилась уникальная возможность поесть финики прямо с дерева.

финиковое дерево, Эль-Харга, Египет

После Багавата конвой со всё теми же автоматчиками сопроводил нас до границы района и прямо возле приграничных столбиков передал другому конвою, который доставил до страшного блокпоста, возле которого всё и началось. А там уже ничего не оставалось, кроме как ехать по единственной дороге через пустыню назад в сторону Луксора.

Поздним вечером мы, голодные, выехали из пустыни в долину Нила. Проезжая через какую-то то ли деревню, то ли пригород, то ли гетто (провести четкие границы между поселениями там сложно), мы увидели мальчика, который жарил на улице лепешки, остановили машину чуть дальше и подошли к его лавке. По реакции пацанчика сразу стало понятно, что иностранцы тут нечастые гости. Тут же нас обступили какие-то подозрительные личности, не похожие на стандартных курортных приставал, и начали что-то говорить. Появился какой-то перепуганный местный интеллигент, который, похоже, был единственным, кто говорил по-английски, поинтересовался, где мы остановились и сказал поскорее уматывать отсюда, если не хотим проблем. Так мы и сделали. А лепешки оказались с соевой начинкой, очень вкусные, острые и сытные, и всего по 3 фунта (около 20 центов США).