Древний Египет в Лувре
18 сентября 2016 г.
Лувр — самый известный в мире музей, в котором под одной крышей находятся сотни тысяч экспонатов, от первых следов древних цивилизаций до современного искусства.
По-моему, в огромных размерах Лувра таится главный его недостаток. Произведения, которые могли бы стать настоящими жемчужинами в других музеях, здесь просто растворяются в огромной массе экспонатов. Даже проторчав тут целый день, можно рассмотреть лишь малую часть коллекции. Я решил сосредоточиться на Древнем Египте.
Центральный вход в Лувр находится в знаменитой стеклянной пирамиде, но я зашел через метро. В интернете часто пишут, что это оптимальный вариант, потому что нет очередей. Я этим вопросом не заморачивался, просто приехал на метро и пошел по указателям. Билет стоит 15 евро.
С Древним Египтом у меня были короткие, но очень важные отношения на первом курсе. Тогда на просторах диалапного интернета мне попался учебник по египетскому языку Среднего царства. Египтологом я не стал, зато стал увлекаться всеми попадающимися под руку иностранными языками.
Напомню, что нынешний Египет (Маср), населенный арабами, связан с Древним Египтом (Та-Кемет) только географически. Египетская цивилизация с неповторимой культурой и языком зародилась примерно 6-7 тысяч лет назад и постепенно растворилась на рубеже нашей эры, когда Египет завоевали сначала греки, а потом римляне. В 642 году сюда вторглись арабы. В 1952 году арабский Египет оформил свою независимость де-факто, вырвавшись из-под влияния Британии в результате военного переворота под руководством Насера.
Сфинкс — один из старейших мифологических образов в истории человечества.
Фараон Нектанеб II в молитве.
Модель древнеегипетского корабля.
Религиозные тексты.
Хор — бог с головой орла, властелин неба.
Хнум — бог с головой барана, властелин Нила и творец человека.
Статуэтки бога загробного мира Осириса.
Богиня Исида — жена и сестра Осириса.
Египетские арфы.
Анналы Тутмоса III, высеченные на стене.
Коллекция саркофагов.
Женский саркофаг.
Саркофаг Рамсеса III.
Египетский зал выглядит не так ярко и роскошно, как, например, залы с картинами итальянских художников, но это с лихвой компенсируется таинственностью, исходящей от останков цивилизации, жившей несколько тысячелетий назад.
Картина из другого зала, но тоже про Египет: «Камбис и Псамметих» («Cambyse et Psamménite») художника Адриена Гинье (Adrien Guignet). Здесь изображен момент завоевания Египта персами.
Утомленный Египтом, остальную часть Лувра я пробежал мельком. Кругом шик и блеск, но тот, кто уже бывал в дворцах, вряд ли будет шокирован.
А где же знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи?
Вон она, вдалеке. По правде говоря, я думал, что толпа будет побольше. Даже не пришлось никуда протискиваться, свободно прошел к картине и быстро занял освободившееся место.
Картина как картина, в обычной рамке на обычной стене. Разве что пуленепробиваемое стекло выдает благородное происхождение. «Хм, ага... Ладно, пойду дальше...»
В общем, хорошо, но... слишком много.